Интернет магазин качественных лакокрасочных материалов и оборудования для кузовного ремонта автомобилей

ЦВЕТ 1

1.2.3.1. Трехкомпонентная теория цветового зрения

 Способность человека различать множество цветов объясняет теория цвето­вого зрения. Теорию цветового зрения называют трехкомпонентной по количеству основных цветов: красный, зеленый, синий (КЗС). Согласно этой теории восприятие цвета человеком обусловлено наличием в сетчатке глаза трех видов колбочек: красно-, зелено- и синечувствительных. Каждый вид колбочек реагирует на опреде­ленную зону спектра.

4 — Монохроматические излучения — (от греч. monos — один и chroma, род. падеж chromatos — цвет) — электромагнитное излучение одной определённой и строго постоянной частоты.

Избирательная чувствительность колбочек обусловлена наличием в них ве­ществ — пигментов, различающихся по спектральной чувствительности. При по­падании на них световых лучей пигменты подвергаются фотодеструкции2, которая вызывает электрический импульс, передаваемый в головной мозг. В зависимости от соотношения импульсов, идущих от трех видов колбочек, создается ощущение того или иного цвета. При трех равных импульсах возникает ощущение ахроматических3 (бесцветных) цветов. Неравное возбуждение трех видов колбочек вызывает ощуще­ние хроматических цветов. При изолированном возбуждении каждого вида колбочек возникает ощущение насыщенных цветов — красного, зеленого, синего. Величина возбуждения светочувствительных элементов глаза под действием монохроматиче­ских4 излучений характеризуется кривыми основных возбуждений (кривыми спек­тральной чувствительности), представленными на рисунке 18.

По этим кривым видно, что при воздействии монохроматического излучения с длиной волны 600 нм зеленочувствительные З возбуждаются в 2 раза слабее, чем красночувствительные К, а синечувствительные С не возбуждаются. При этом мы видим красный цвет. Площади, ограниченные каждой кривой и горизонтальной осью, равны между собой. Поэтому, когда на глаз действует пучок белого света, происходит одинаковое возбуждение всех трех видов колбочек.

 1.2.3.2. Дефекты цветового зрения

 К дефектам цветового зрения относится цветовая слепота.

Нормально видящий глаз воспроизводит все цветовые тона путем смешения трех основных цветов. Людей без каких-либо нарушений цветового зрения называют трихроматами. Большинство людей имеет нормальное цветовое зрение. Однако не­которые люди (около 8% мужчин и 0,5% женщин) обладают неправильным цвето­ощущением, так называемые цветнослепые, цветоаномалы, дальтоники. Они могут быть дихроматами или монохроматами. Дихроматы реагируют на излучение только двух зон спектра, монохроматы — одной. У каждого человека со стандартным ком­плектом колбочек имеются индивидуальные особенности цветового восприятия, но трихромат никогда не спутает, например, красный с темно-зеленым — такая ошибка характерна лишь для человека с нарушенным цветовым зрением.

 Английский химик и физик Дж. Дальтон в возрасте 28 лет обнаружил у себя странности цветовосприятия. В 1794 г. он объявил миру, что некоторые люди, по­добно ему, от рождения страдают частичной цветовой слепотой: не различают крас­ный и зеленый цвета. Офтальмологи назвали это явление в честь пациента-первооткрывателя дальтонизмом.

 Как видят краснослепые? (Рис. 19). Протаномалия или протанопия (греч. Pro-tos — первый, an — отрицательная приставка и ops — глаз) — невосприимчивость к красному цвету. Людей, не воспринимающих красный цвет, называют красносле-пыми или дальтониками, ибо они цветовые тона получают путем смешения не трех основных цветов, как люди с нормальным зрением, а только двух: зеленого и синего. Именно этим дефектом зрения обладал Дальтон, для которого мир был раскрашен в серую и болотно-коричневую гамму.

 

Как видят зеленослепые? (Рис. 20). Дейтерономалия или дейтеранопия (греч. Deuteros — второй) — пробел в восприятии зеленого цвета. Таких людей называют зеленослепыми: они не видят зеленую часть спектра. Цветовые тона они получают путем смешения двух основных цветов: красного и синего и не отличают светло-зе­леный от темно-красного и фиолетовый от голубого. Для них мир выглядит как в песне про синий туман, который похож на обман.

 Как видят синеслепые? (Рис. 21). Тританомалия или тританопия (греч. Trios -третий) — невозможность различать фиолетовый цвет. Цветовые тона синеслепые получают путем смешения двух основных цветов: красного и зеленого. В области синих и желтых цветов они видят серые цвета. Такой вид цветовой слепоты встре­чается очень редко.

 

 

Полная цветовая слепота — крайне редкий случай, когда не функционируют все три вида колбочек. Человек погружен в вечные сумерки, словно ненароком уго­дил в черно-белый фильм.

 Как проверить цветовое зрение? Наиболее распространенные тесты для про­верки цветового зрения это:

 1. Тест Ишихара

 Суть данного теста заключается в том, что среди пятен одного цвета помещены пятна другого, составляющие вместе для человека с нормальным зрением какую-нибудь цифру, букву или фигуру (Рис. 22). Цветоаномалы не могут отличить цвет этих пятен от цвета пятен фона.

 

 

2. Тест Манселла.

С помощью теста Фарнсворта-Манселла можно точно просчитать уровни (выше среднего, средний, низкий) различительной способности в восприятии цветов. Суть этой популярной методики состоит в упорядочивании четырёх комплектов цвет­ных полос в порядке повышения насыщенности цветового тона (Рис. 23).

Ценность такого тестирования состоит в том, что оно позволяет не только вы­явить нарушения цветовосприятия, но и определить область спектра, в которой на­блюдаются выявленные нарушения.

 

1.3. Взаимодействие объекта, источника освещения и обозревателя

После того как мы изучили, какие факторы необходимы для цветовосприятия, мы можем описать взаимодействие между ними. В данном разделе мы поговорим о том, как изменения того или иного фактора повлияет на наше цветоощущение.

 1.3.1. Влияние каждого фактора

 Цвет — это совокупность факторов, каждый из которых оказывает огромное значение на цветовосприятие. Логично, что при изменении любого из них, будь то объект, источник освещения или обозреватель, изменится и результирующий цвет. Зная о существовании таких факторов и о том, какое влияние их комбинация имеет на воспринимаемый цвет, мы можем более детально рассмотреть, как они взаимо­действуют друг с другом.

 Изменения в объекте

 Допустим, что наш предмет синий. Заменив предмет на другой, например, крас­ный, также изменится и цветовое восприятие. Таким образом, при постоянстве объ­екта восприятие его цвета будет зависеть от отраженного диапазона длин волн.

 

Изменение источника освещения

Для того чтобы понять, какое влияние на цветовое восприятие оказывает из­менение источника освещения, посмотрим на рисунок 27. На рисунке изображены предметы одинаково белого цвета под разными источниками освещения. Например, под флуоресцентной лампой предмет нам кажется не белым, а сине-зеленым, так как диапазон излучения флуоресцентной лампы 450-550нм (см. раздел 1.2.1 «Ис­точники света»). Свет влияет на объект и меняет наше цветоощущение.

В современном мире люди научились извлекать выгоду от использования раз­личных источников освещения. Актеры принимают во внимание характеристики освещения при наложении грима; в мясных магазинах используются розовые лампы — под их освещением мясные продукты выглядят привлекательнее; в мага­зинах одежды также используются специальные лампы дневного света, чтобы ожи­вить цвета одежды. Таким образом, освещение в магазине может повлиять на решение покупателя купить или не купить тот или иной товар. Также освещение влияет на настроение покупателей. О таком воздействии важно помнить как про­давцу, так и покупателю.

 В автоиндустрии чаще всего используется холодный белый или дневной свет.

 Изменения обозревателя

 Лучшим примером демонстрации влияния фактора «обозреватель» на цвето-восприятие является сам человек. Как утверждалось ранее, не существует двух людей, воспринимающих цвет абсолютно одинаково. Даже при постоянстве объекта и источника освещения два разных человека видят немного различающиеся цвета. С годами хрусталик глаза желтеет, становится менее прозрачным. Пожилой человек видит как бы через желтые очки. Таким образом, меняется цветовое восприятие. С возрастом колористу необходимо чаще проверять свою способность различать цвета.

 

 

1.3.2. Внимание, метамеризм!

 Метамеризм играет особую роль в практике сравнения цветов. Метамеризм — это случай проявления ощутимой цветовой разницы при рассматривании идентич­ных по цвету предметов под различными источниками освещения. Но этот случай не имеет никакого отношения к явлению, когда предмет меняет цвет под воздей­ствием разного освещения. Когда белая одежда кажется красной под красным зон­тиком от солнца и желтой под желтым зонтиком — это не метамерия. Проявление метамерии наблюдается в случае, когда, например, подобрав пиджак к цвету брюк, мы замечаем, что пара, выглядевшая очень хорошо под искусственным освеще­нием, выглядит на улице совершенно по-другому.

 На автомобиле под дневным освещением свежеокрашенная деталь не отли­чается от остального автомобиля, а вечером под уличной лампой появляется хо­рошо видимый разнотон. Это происходит потому, что в ремонтной краске используются другие пигменты, чем в заводском покрытии (Рис. 29).

Метамерия никогда не проявляется только с одним образцом, а видна под ме­няющимся освещением при сравнивании двух или нескольких образцов.

 

Рассмотрим пример метамерии на графике (Рис. 30). Метамеризм проявляется при рассматривании объектов, кривые отражения которых, не вполне совпадают, но при этом пиковые значения кривых излучения источника освещения и функции вос­приятия стандартного обозревателя совпадают или ведут себя взаимосвязано. Таким образом, если те значения длин волн, на которых различаются кривые отра­жения двух рассматриваемых объектов, не связаны с соответствующей частью из­лучаемого источником освещения диапазона, то такая разница также не будет восприниматься и человеческим глазом.

В тех случаях, когда точное попадание в цвет является очень важным, необхо­димо использовать единые пигменты, а также организовать процедуру сравнения цветов таким образом, чтобы проявление метамеризма могло быть своевременно замечено.

 

 

Главы