Интернет магазин качественных лакокрасочных материалов и оборудования для кузовного ремонта автомобилей

ЛАКОКРАСОЧНЫЕ ПОКРЫТИЯ

Подпись:

4. ЛАКОКРАСОЧНЫЕ ПОКРЫТИЯ 

 

Лакокрасочные покрытия (ЛКМ) — покрытия, которые образуются в резуль­тате плёнкообразования (высыхания) лакокрасочных материалов, нанесённых на поверхность изделий. Основное назначение лакокрасочных покрытий — защита ма­териалов от разрушения (например, металлов — от коррозии) и декоративная от­делка изделий. Составными частями лакокрасочных материалов являются пленкообразователи, пигменты и разбавители. 

Главным компонентом любого ЛКМ является связующее, которое играет роль пленкообразователя. Пленкообразователи обуславливают способность материала образовывать пленку и в значительной степени определяют ее свойства: стойкость к агрессивным воздействиям внешней среды, механическую прочность, эластич­ность, возможность нанесения на поверхность, твердость и способность быть пере­крашенной. Они удерживают частицы пигментов, сцепляя их друг с другом и с окрашиваемой поверхностью. 

Пигменты придают пленке декоративные свойства, укрывистость, повышают ее прочность и эксплуатационные свойства. По химическому составу пигменты — это окиси металлов, соли одноосновных и многоосновных кислот, комплексные со­единения.Для получения необходимой рабочей вязкости ЛКМ применяют разбавители. 

4.1. Типы покрытий 

Как известно, существуют два типа покрытий: неэффектные («солиды») и эф­фектные. Неэффектные составляют сегодня меньшую часть от всех покрытий на продаваемых автомобилях. У большинства этих покрытий хорошая укрывистость и их, как правило, легко наносить. К тому же они не изменяют свой цвет в зависимости от угла осмотра. 

Эффектные покрытия имеют в своем составе эффектные частицы («метал-лики» и «перламутры»), благодаря которым цвет покрытия изменяется в зависимо­сти от угла осмотра. Такое свойство данного типа покрытий называется полихроматизмом или гониохроматизмом. 

Посмотрев на окрашенный эффектной краской автомобиль, мы замечаем, что на некоторых участках, покрытие совсем светлое, что светлота его уходит вместе с изгибами кузова и, соответственно, изменением угла осмотра. При этом автомобиль, окрашенный неэффектной краской, не изменяет свой цвет. 

Вот пример, объясняющий такое поведение эффектных цветов: представьте себе некоторое количество микрозеркал, лежащих в слое покрытия, параллельно поверхности. Часть падающего на данную поверхность света поглощается пигмен­том, другая часть отражается от зеркальных микрочастиц. В зависимости от угла осмотра суммарно отраженный множеством таких частиц свет попадает в глаза обо­зревателя. Цвет в таком случае кажется очень ярким, похожим на зеркальную по­верхность. При изменении угла осмотра большая часть отраженного света рассеивается, не попадая в глаза обозревателя. В таком случае цвет становится на­много темнее, в зрительном восприятии начинает преобладать впечатление от осмотра неэффектной пигментной части.

 

 

4.2. Стандартные углы осмотра (концепция DUPONT) 

Для осуществления процедуры анализа цветов необходим некий стандарт. Сравнение цветов производится в рекомендованных условиях освещения и восприя­тия. Данный раздел описывает процедуру анализа образцов под стандартными углами осмотра, принятыми в компании DuPont. Эти углы называются: область от­ражения, лицо и флоп/бок (NEAR SPECULAR, FLAT и HIGH). Также станет понятно, почему «металлики» и «перламутры» необходимо рассматривать под несколькими углами.

Мы поместили характеристики поведения обоих типов покрытий в диаграмму. 

Значения светлоты (L) расположены на оси Y. Ось X обозначает угол осмотра. Характеристики отражения «неметалликов», как видно, не меняются в зависимости от угла осмотра. Поэтому их цветовая позиция в зависимости от угла осмотра пред­ставляет собой прямую линию. Соответственно, для описания «неметалликов» до­статочно одного угла осмотра. Сколько же углов необходимо для описания визуального восприятия «металликов» и «перламутров»? 

Один угол осмотра по понятным причинам даст слишком мало информации для успешной интерпретации эффектного цвета. Два угла осмотра дадут неправиль­ное впечатление, что изменение цвета в зависимости от угла осмотра имеет линей­ный характер. Необходимо назначить минимально три точки для описания характера некой кривой. Большее количество точек, конечно, помогут более точно описать кри­вую, но в результате чрезмерно осложнит расчеты, сделав математический аппарат прогнозирования слишком громоздким. Таким образом, три точки, а, следовательно, три угла осмотра дают наиболее оптимальный результат.

 

4.3. NEAR SPECULAR, FLAT и HIGH angle

(область отражения, лицо и бок/флоп) 

В начале 80-х годов специалистами компании DuPont экспериментальным путем было установлено, какие углы осмотра эффектных цветов дают наиболее оп­тимальный результат. Эти углы получили названия NEAR SPECULAR, FLAT и HIGH (область отражения, лицо и бок/флоп). 

Для правильной оценки цветовой разницы под углами 15°, 45° и 110° необхо­димо расположить образец следующим образом: источник освещения должен нахо­диться под углом 45° к перпендикуляру, взятому к поверхности образца, как показано на рисунке 47. Известно, что угол падения равен углу отражения. Следовательно, угол отражения, который является точкой отсчета, составляет также 45° от перпен­дикуляра. Под этим углом мы увидим отражение источника освещения на поверх­ности образца. Так как это положение не позволит оценить цветовую разницу (источник света будет ослеплять нас), мы должны слегка отклонить образец, меняя при этом угол осмотра на 15°. Таким же образом мы меняем положение образца от­носительно перпендикуляра и рассматриваем его под углами 45° и 110°.

Согласно концепции компании DuPont угол 15° называется — область отраже­ния (NEAR SPECULAR); угол 45° — лицо (FLAT); угол 110° — бок/флоп (HIGH). Нет необходимости запоминать все приведенные числа, нужно лишь правильно распо­лагать образец при его анализе.