Интернет магазин качественных лакокрасочных материалов и оборудования для кузовного ремонта автомобилей

СВОЙСТВА ЦВЕТА

Подпись:  2. СВОЙСТВА ЦВЕТА

 

Когда мы говорим: «Эта чашка красная», то мы на самом деле имеем в виду, что молекулярный состав поверхности чашки таков, что он погло­щает все световые лучи, кроме красных.

Иоханнес Иттен

 В данной главе Вы узнаете правила смешения цветов, но прежде чем говорить о них, определим, что такое ахроматические и хроматические цвета, а также пого­ворим об основных характеристиках цвета.

2.1. Ахроматические и хроматические цвета

Все цвета, существующие в природе, разделяются на хроматические и ахро­матические.

 Ахроматические цвета. К ним относятся черный, белый и вся шкала серых. Они не имеют тона. Черный цвет — это отсутствие цвета, белый цвет — это смеше­ние всех цветов. Ахроматические цвета в спектре отсутствуют, так как они бес­цветны. Тела и среды, отражающие или пропускающие свет не избирательно, т.е. одинаково на всех участках спектра, имеют ахроматический цвет при освещении дневным светом. Все серые цвета могут быть получены смешением черного и бе­лого цветов, взятых в разных пропорциях.

 

Среди существующих материалов наиболее белым является окись магния, ко­торая отражает 96% падающего на нее светового потока. Наиболее черным мате­риалом является черный бархат, он отражает 0.3% падающего на него света, а остальной свет поглощает.

 Ахроматических цветов имеется бесчисленное количество, но человеческий глаз различает только около 300.

 Хроматические цвета. К хроматическим относятся цвета, имеющие цветовой тон все спектральные цвета, то есть те цвета, которые имеют явно выраженный пик отражения в том или ином диапазоне.

2.2.   Синтез цвета

В нашей профессиональной деятельности необходимо уметь рассчитывать ре­зультаты смешения красок под заданным источником освещения, для этого необхо­димо разбираться в физической сущности образования цветов.

 Процесс образования цвета различных тел называется синтез (смешение) цве­тов.

Различают два принципиально разных процесса смешения цветов: аддитивный (слагательный) и субтрактивный (вычитательный).

 Аддитивным синтезом цветов называется процесс, в котором образование цве­тов происходит в результате смешения двух или нескольких световых потоков.

Основные цвета при слагательном смешении: красный, зеленый, синий. Из них можно получить все цвета цветового круга.

 Результаты аддитивного синтеза цвета следующие:

 

Красный + зеленый = желтый; Синий + зеленый = голубой; Красный + синий = пурпурный; Красный + зеленый + синий = белый.

 Например, взяв красный и зеленый цвета в различных соотношениях, можно получить красно-оранжевые, оранжевые, желтые и желто-зеленые цвета, то есть все цвета, расположенные на окружности между красным и зеленым. Примером ад­дитивного способа получения цветов является воспроизведение цветов дисплеем монитора. Мониторы и телевизоры воспроизводят цвет путем излучения электро­магнитных волн на люминесцентное покрытие экрана, которые соответствуют крас­ному, зеленому и синему цветам.

 

В основе субтрактивного метода лежит следующее определение: всякое хро­матическое тело отражает (или пропускает) лучи своего собственного цвета и по­глощает цвет, дополнительный к собственному цвету. Основные цвета при вычитательном смешении — красный, желтый, синий. Если посмотреть через све­тофильтр, например, желтого цвета на светящуюся нить лампы накаливания, то уви­дим ее желтого цвета. Это значит, что из смеси всех цветов спектра желтый светофильтр поглотит (вычтет) фиолетовые и синие излучения, пропустив красные и зеленые, которые в совокупности дадут ощущение желтого цвета (Рис. 32а).

Голубой светофильтр поглощает из состава белого красные и оранжевые из­лучения, пропустив зеленые и синие, которые в совокупности создают ощущение голубого цвета (Рис. 32б).

Пурпурный светофильтр поглощает зеленое излучение и пропускает красные и синие излучения, которые в совокупности дают ощущение пурпурного цвета (Рис. 32в).

 

Если сложить вместе желтый и голубой светофильтры и пропустить через них световой поток мощной лампы накаливания (Рис. 33а), то желтый светофильтр по­глотит из состава белого света фиолетовые и синие излучения, но через него прой­дут красные, оранжевые, желтые и зеленые излучения. Голубой светофильтр поглотит из основного состава красные, оранжевые и желтые излучения. Таким об­разом, сквозь оба светофильтра пройдут лишь зеленые излучения. Складывая жел­тый и пурпурный светофильтры, получаем красный цвет (Рис. 33б), а комбинируя пурпурный и голубой светофильтры — синий цвет (Рис. 33в).



При прохождении белого света последовательно через желтый, пурпурный и голубой светофильтры происходит поглощение лучей всех трех зон (К, З, С), и ре­зультирующий цвет будет черным (Рис. 33г).

2.3. Основные характеристики цвета

 При воздействии света на глаз возникает раздражение сетчатки. От сетчатки возбуждение передается в зрительный нерв и далее в мозг, вызывая ощущение цвета. Световое раздражение определяется объективными физическими величи­нами — яркостью, длиной волны света, чистотой цвета. Ощущение цвета, вызывае­мое световым раздражением, характеризуется субъективными (психофизическими) характеристиками — цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.

2.3.1. Цветовой тон

 Рассмотрим эту характеристику для излучений двух видов: монохроматиче­ского (однородного по составу) и хроматического (сложного по составу). Если возь­мем ряд спектральных цветов и перечислим их по порядку, то получим: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Свойство зрительного ощущения, обозначаемое этим рядом, называют цветовым тоном. Цветовой тон определяет место цвета в спектре (красный-зеленый-желтый-синий) и является глав­ной характеристикой цвета.

 Условно объединим первичные цвета в группы в виде круга. Условимся, что группы — это четыре направления, как на циферблате компаса: Желтый на севере, Синий на юге, Красный на востоке и Зеленый на западе.

 

При таком расположении цветов любое движение по окружности дает некото­рое изменение цветового тона. Но такое визуальное представление не может объ­яснить разницу, например, между темно-синим и небесно-голубым.

 Вывод: при наличии двух цветов одной группы для описания разницы между ними необходимы дополнительные свойства (см. 2.3.2. «Насыщенность= Чистота=Хроматичность»).

 2.3.2. Насыщенность = Чистота = Хроматичность

Если взять излучение какого-нибудь цветового тона и смешать его с белым в различных пропорциях, то получим новые цвета. Однако все они будут одного цве­тового тона. Их отличие принято характеризовать чистотой цвета. Чистотой цвета называется доля яркости чистого спектрального цвета в общей яркости данного цвета. Самые чистые тона — спектральные. В них нет белого цвета, поэтому их чи­стота равна 100%. Свойство зрительного восприятия, позволяющего оценивать про­порцию чистого хроматического цвета в полном цветовом ощущении, называется насыщенностью цвета.

 Рассмотрим на примере двух синих цветов одного тона и светлоты, которые различаются по своей насыщенности (Рис. 3б). Цвет (L45/N) имеет низкую насыщен­ность и выглядит безжизненным, практически серым. Цвет (L45/B4) выглядит живее, чище благодаря более высокой насыщенности. Дополним нашу модель цветового пространства насыщенностью. Это позволит нам точнее описывать цвет.

 На рисунке 37 мы видим, как изменение одного из свойств цвета (тона, свет­лоты, насыщенности) меняет зрительное восприятие данного цвета. Тем не менее, существуют прочие факторы, влияющие на цветовое восприятие. О них мы говорили в разделе 1.2. «Факторы, влияющие на цвет».

 P.S. При разработке цвета не рекомендуется смешивать компоненты противо­положного цветового тона, так как результирующий цвет будет иметь слишком низ­кую насыщенность. Концепция цветоразработки DuPont допускает смешивание компонентов противоположного тона лишь в крайних случаях, когда иными спосо­бами получить искомую цветовую позицию невозможно.

 2.3.3. Светлота

Свойство зрительного ощущения, согласно которому предметы кажутся испус­кающими больше или меньше света, называется светлотой. Иными словами, свет­лота показывает, какой из цветов темнее или светлее. Светлота представляется в виде шкалы от черного к белому. Например, цвета зеленой группы будут изменяться по шкале светлоты от почти белого через светло-зеленый к почти черному темно-зеленому (Рис. 39).

 

 Совместив цветовой круг со шкалой светлоты, мы получим цилиндр. Двигаясь по поверхности цилиндра вертикально, заметим, что цветовая группа остается не­изменной, но значение светлоты будет меняться. Цвета, расположенные ниже, будут темнее, а по мере движения вверх они будут становиться все более светлыми.

 Цветовой тон, чистота цвета и светлота являются основными характеристиками цвета. Малейшее отклонение хотя бы одной из этих характеристик влечет за собой изменение в цвете.


 

Главы